ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О профилактике семейно-бытового насилия
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования и область действия настоящего Федерального закона.
Настоящий закон определяет порядок профилактики семейно-бытового насилия, основы правового регулирования в области социально-правовой защиты от семейно-бытового насилия, профилактическую деятельность правоохранительных органов, организаций социального обслуживания и некоммерческих организаций по предупреждению совершения насилия в семейно-бытовой сфере, воспрепятствование повторному совершению семейно-бытового насилия.
Статья 2. Правовое регулирование отношений в сфере профилактики семейно-бытового насилия
Отношений в сфере профилактики семейно-бытового насилия регулируются Конституцией Российской Федерации, общепризнанными нормами международного права, а также настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:
1) пострадавший — физическое лицо, которому семейно-бытовым насилием причинен моральный, физический и (или) имущественный вред либо нарушены его права, свободы или законные интересы;
2) семейно-бытовое насилие — умышленное деяние (действие или бездействие) одного лица в отношении другого (других) лиц, совершенное в сфере семейно-бытовых отношений, если это деяние ущемляет права и свободы человека, и (или) причиняет ему физическую боль, и (или) наносит вред здоровью, и (или) причиняет нравственные страдания, и (или) причиняет ему имущественный вред. Семейно-бытовое насилие может совершаться в форме физического, психологического, сексуального и экономического насилия. Не является семейно-бытовым насилием реализация права на необходимую оборону;
3) семейно-бытовые отношения — круг отношений между лицами, находящимися в брачно-семейных отношениях, отношениях свойства, либо имеющих общего ребенка (детей), лицами, проживающими совместно либо ранее проживавшими совместно в пределах индивидуального жилого дома, квартиры или иного жилого помещения и ведущими (ведшими ранее) совместное хозяйство, а также между бывшими супругами, бывшими родственниками, свойственниками (родственники супруга);
4) физическое насилие – умышленные насильственные действия, причинившие вред здоровью и (или) физическую боль, любое иное использование физической силы (лишение свободы, понуждение к употреблению психоактивных веществ и другое), попытки такого насилия, а также умышленный отказ в удовлетворении основных потребностей в уходе, заботе о здоровье и личной безопасности пострадавшего, неспособного в силу возраста, болезни, инвалидности, материальной зависимости либо по иной причине, защитить себя от насилия, что может привести к смерти, причинить вред его физическому или психическому здоровью, физическую боль, нанести ущерб чести и достоинству его личности, а также психическому, физическому или личностному развитию;
5) психологическое насилие – умышленное унижение чести и (или) достоинства путем оскорбления или клеветы, высказывания угроз совершения семейно-бытового насилия по отношению к пострадавшему, его супругу или его родственникам, бывшим родственникам, свойственникам, знакомым, домашним животным, преследование, изъятие документов, удостоверяющих личность, а также умышленное воздействие на психику человека, принуждение посредством угроз, оскорблений, шантажа к совершению преступлений и (или) правонарушений, аморальному поведению или деяний, представляющих опасность для жизни или здоровья пострадавшего, а также ведущих к нарушению психической или психологической целостности, умышленное уничтожение или повреждение имущества с целью причинения моральных страданий;
6) сексуальное насилие – деяние, посягающее на половую
неприкосновенность или половую свободу пострадавшего, в том числе
принуждение к половым отношениям посредством силы, угроз или
шантажа, включая, а также любые иные действия сексуального характера
по отношению к несовершеннолетним;
7) экономическое насилие – умышленное лишение человека жилья,
пищи, одежды, лекарственных препаратов, медицинских изделий или
иных предметов первой необходимости, имущества, денежных средств, на
которые он имеет предусмотренное законом право, умышленное
уничтожение или повреждение имущества, либо иное причинение
имущественного вреда, а также злоупотребление преимущественным
положением для присвоения вещей; запрет или создание препятствий во
владении, пользовании общим имуществом; отказ содержать
нетрудоспособных лиц, находящихся на иждивении; принуждение к
тяжелому и вредному для здоровья труду, в том числе
несовершеннолетнего члена семьи, а также иные подобные действия,
вызывающие негативные материальные последствия для пострадавшего;
8) семейно-бытовой нарушитель (нарушитель) – лицо,
совершившее акт семейно-бытового насилия;
9) профилактика семейно-бытового насилия — комплекс
правовых, экономических, социальных и организационных мер,
осуществляемых субъектами профилактики семейно-бытового насилия,
направленных на защиту конституционных прав, свобод и законных
интересов человека и гражданина в сфере семейно-бытовых отношений,
4
оказание социально-правой защиты, предупреждение и пресечение семейно-бытового насилия, а также на выявление и устранение причин и условий, способствующих их совершению;
10) субъекты профилактики семейно-бытового насилия — государственные органы, органы местного самоуправления, организации и граждане, осуществляющие профилактику семейно-бытового насилия;
11) защитное предписание – документ, выданный органом внутренних дел, который определяет меры защиты пострадавшего;
12) судебное защитное предписание – судебный акт, который определяет меры защиты пострадавшего;
13) преследование – неоднократное угрожающее поведение,
направленное на пострадавшего вопреки его воле, выражающееся в поиске
пострадавшего, ведении устных, телефонных переговоров, вступлении с
пострадавшим в контакт через третьих лиц либо иными способами,
посещении места работы, учебы пострадавшего, а также места его
проживания, в том случае, если пострадавший находится не по месту
совместного проживания с нарушителем, а также любые иные действия,
направленные на пострадавшего, вызывающие у него страх за свою
безопасность.
14) Семейно-бытовое дебоширство, то есть действия гражданина,
нарушающие права членов его семьи, а также лиц, проживающих с ним
совместно на здоровье, честь или достоинство, на покой в жилом
помещении, в том числе сопровождающееся нецензурной бранью, а равно уничтожением и (или) повреждением имущества или шумом.
Статья 4. Принципы профилактики бытового насилия
Профилактика бытового насилия основывается на принципах: 1)законности;
2) соблюдения и защиты прав, свобод и законных интересов
человека и гражданина;
3) гуманизма;
4) поддержки и сохранения семьи;
5) соблюдения конфиденциальности в целях защиты
неприкосновенности частной жизни;
6) приоритета превентивных мер профилактики семейно-бытового
насилия над репрессивными;
7) комплексности и системности;
8) равного, свободного доступа граждан к мерам профилактики и
социально-правовой защите вне зависимости от их пола, расы, возраста,
национальности, языка, происхождения, места жительства, места
пребывания, отношения к религии, убеждений и принадлежности к
общественным объединениям.
Статья 5. Право на защиту
Право на защиту в соответствии с настоящим законом имеют: 1) пострадавший;
2) родственники пострадавшего, совместно проживающие с ним лица, свидетели семейно-бытового насилия, включая несовершеннолетних, работник организации социального обслуживания и иные лица, в случае, если имеются основания полагать, что семейно-бытовой нарушитель может причинить им моральный, физический, имущественный вред, либо воспрепятствовать их законной деятельности, реализации прав, либо высказывает угрозы, оскорбления в их адрес.
Статья 6. Права пострадавшего
1. Пострадавший от семейно-бытового насилия имеет право на:
1) обращение в органы государственной власти для получения социально-правовой защиты, а также для защиты прав, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
2) транспортировку в безопасное место, либо в организацию социального обслуживания с согласия пострадавшего;
3) получение всех видов бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи в порядке предусмотренном законодательством Российской Федерации;
4) обращение за защитным предписанием и (или) судебным
защитным предписанием в соответствии с настоящим Федеральным
законом;
5) возмещение имущественного ущерба и компенсацию морального
вреда, причиненного семейно-бытовым насилием.
2. Лица, указанные в пункте 2 статьи 5 настоящего Федерального закона имеют право на:
1) обращение в органы государственной власти для получения
социально-правовой защиты, а также для защиты прав, предусмотренных
настоящим Федеральным законом;
2) обращение за защитным предписанием и (или) судебным защитным
предписанием в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Глава 2. Субъекты профилактики семейно-бытового насилия Статья 1. Полномочия Правительства Российской Федерации
Правительство Российской Федерации:
1) обеспечивает проведение единой государственной политики в
области профилактики семейно-бытового насилия;
2) формирует федеральные целевые программы в области
профилактики семейно-бытового насилия;
3) обеспечивает взаимодействие субъектов профилактики семейно-бытового насилия и координацию их деятельности;
4) один раз в четыре года составляет Государственный доклад о профилактике и предотвращении семейно-бытового насилия в Российской Федерации.
Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации:
8
1) разрабатывают и утверждают региональные и межмуниципальные программы в области профилактики семейно-бытового насилия и рассматривают отчеты об их исполнении;
2) обеспечивают взаимодействие субъектов профилактики семейно-бытового насилия в субъектах Российской Федерации;
3) создают государственные учреждения и иные организации по оказанию помощи в ситуациях семейно-бытового насилия и обеспечивают их функционирование;
4) организуют предоставление необходимой помощи пострадавшим в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
5) осуществляет иные полномочия, предусмотренные
законодательством Российской Федерации.
Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления
Органы местного самоуправления:
1) имеют право разрабатывать и реализовывать программы в области профилактики семейно-бытового насилия в муниципальных образованиях;
2) имеют право создавать муниципальные учреждения и иные организации по оказанию помощи в ситуациях семейно-бытового насилия и обеспечивать их функционирование;
3) имеют право организовывать выявление и учет пострадавших от
семейно-бытового насилия;
4) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Статья 10. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел:
1) разрабатывает и реализует совместно с иными уполномоченными государственными органами программные документы в области профилактики семейно-бытового насилия;
2) принимает ведомственные нормативно-правовые акты в области профилактики семейно-бытового насилия;
3) утверждает форму защитного предписания, акта
профилактической беседы в соответствии с настоящим Федеральным
законом;
4) организует ведение профилактического учета семейно-бытовых
нарушителей;
5) осуществляет меры по профилактике семейно-бытового насилия;
6) организует обучение сотрудников полиции по вопросам
профилактики семейно-бытового насилия;
7) осуществляет криминологическое прогнозирование в области профилактики бытового насилия;
8) осуществляет сбор данных для статистического учета, ведет статистику случаев семейно-бытового насилия, принятых по ним мерам, количестве жертв, их родственной связи с нарушителем, собирают иные данные в области семейно-бытового насилия.
2. Сотрудники полиции:
1) рассматривают заявления и сообщения о фактах семейно-
бытового насилия или об угрозе их совершения и принимают меры по их
пресечению;
2) ведут профилактический учет и осуществляют профилактический
контроль в области семейно-бытового насилия;
3) направляют пострадавших в организации социального
обслуживания или иные организации по оказанию помощи пострадавшим;
4) проводят профилактическую беседу с нарушителем;
5) производят доставление нарушителя в органы внутренних дел;
6) выносят защитные предписания;
7) подают заявление в суд о вынесении судебного защитного
предписания в интересах пострадавших и иных лиц;
8) осуществляют контроль за соблюдением нарушителем защитных
предписаний и судебных защитных предписаний.
Статья 11. Обязанности сотрудников полиции
1. При наличии оснований для принятия мер индивидуальной
профилактики в случае семейно-бытового насилия сотрудник полиции
обязан:
1) немедленно прибыть к пострадавшему;
2) принять правовые меры по прекращению семейно-бытового насилия;
3) собрать письменные объяснения с пострадавших, очевидцев, нарушителей.
4) разъяснить пострадавшему от семейно-бытового насилия его права, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона и порядок их реализации;
5) с согласия пострадавшего обеспечить его транспортировку в безопасное место, либо в организацию социального обслуживания или иную организацию по оказанию помощи пострадавшему;
6) в случае перевозки пострадавшего в другое место, по возможности
обеспечить наличие предметов первой необходимости и документов
пострадавшего;
7) обеспечить безопасность лица, сообщившего о совершении семейно- бытового насилия;
8) вынести защитное предписание в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях.
2. По итогам проверки заявления, либо сообщения, сотрудник
полиции составляет рапорт о принятых мерах на имя руководителя
территориального органа внутренних дел.
12
Статья 12. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования
1. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
функции по выработке и реализации государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере образования:
1) включает в федеральные государственные образовательные стандарты вопросы профилактики семейно-бытового насилия;
2) обеспечивает ведение мониторинга и проведение анализа потребностей обучающихся и воспитанников, подвергшихся семейно-бытовому насилию, в предоставлении социальных услуг;
3) участвует в разработке нормативных правовых актов в области
профилактики семейно-бытового насилия;
4) включает в программы и методики, направленные на формирование законопослушного поведения обучающихся и воспитанников, меры направленные на профилактику семейно-бытового насилия;
5) организует обучение работников образования вопросам профилактики семейно-бытового насилия.
2. Работники органов образования сообщают в органы внутренних
дел по месту жительства пострадавшего о ставших им известными фактах
семейно-бытового насилия или угрозах его совершения.
13
Статья 13. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения
1) разрабатывает и внедряет в практику работы медицинские
организации методические рекомендации по оказанию медицинской и
психологической помощи пострадавшим от семейно-бытового насилия и
семейно-бытовым нарушителям;
2) разрабатывает нормативные правовые акты в области
профилактики семейно-бытового насилия;
3) осуществляет сбор данных для статистического учета, ведет статистику обращений за медицинской помощью в связи с семейно-бытовым насилием, собирает иные необходимые данные;
4) организует обучение сотрудников медицинских организаций по вопросам профилактики семейно-бытового насилия.
Статья 14. Полномочия федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения :
1) разрабатывает и по согласованию с уполномоченными органами в сфере здравоохранения и в сфере образования утверждает стандарты оказания социальных услуг в ситуации семейно-бытового насилия;
2) разрабатывает и внедряет программы и мероприятия в целях профилактики семейно-бытового насилия;
3) разрабатывает нормативные правовые акты в области
профилактики семейно-бытового насилия;
4) осуществляет сбор данных для статистического учета, ведёт статистику случаев обращения в организации социального обслуживания населения в связи с семейно-бытовым насилием, собирают иные необходимые данные;
5) обеспечивает обучение сотрудников организаций социального обслуживания населения по вопросам профилактики семейно-бытового насилия.
Статья 15. Права некоммерческих организаций в сфере семейно-бытового насилия
1. Некоммерческие организации, международные и иные неправительственные организации, функционирующие в сфере противодействия семейно-бытовому насилию, выявляют случаи семейно-бытового насилия, проводят информационные кампании, направленные на профилактику семейно-бытового насилия и просвещение населения в сфере семейно-бытовых отношений; просветительскую работу с пострадавшими, оказывают социальные услуги пострадавшим от семейно-бытового насилия и осуществлении мер по их социальной адаптации и социальной реабилитации, а также проводят специализированные психологические программы с нарушителями,
2. Некоммерческие организации, международные и иные неправительственные организации, функционирующие в сфере противодействия семейно-бытовому насилию вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе, либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.
3. Некоммерческие организации, международные и иные неправительственные организации, функционирующие в сфере противодействия семейно-бытовому насилию вправе обратиться в орган внутренних дел или суд с заявлением о вынесении защитного или
судебного защитного предписания с согласия пострадавшего, за
16
исключением случаев, когда пострадавшее лицо в силу возраста, болезни, инвалидности, материальной зависимости либо по иной причине, не может выразить согласие.
Глава 3. Меры профилактики семейно-бытового насилия Статья 16. Механизмы профилактики семейно-бытового насилия
1. Механизм профилактики семейно-бытового насилия включают в
себя комплекс социальных, экономических, правовых и иных мер,
направленных на устранение семейно-бытового насилия, пресечение
причин и предпосылок, способствующих совершению семейно-бытового
насилия, ведение процессуальных действий против семейно-бытовых
нарушителей, восстановление прав и поддержку в реадаптации как
пострадавшим, так и семейно-бытовым нарушителям.
2. Настоящим Федеральным законом устанавливается механизм
профилактики семейно-бытового насилия.
3. Механизм профилактики семейно-бытового насилия включает в
себя:
1) выявление факторов семейно-бытового насилия;
2) анализ и оценку факторов семейно-бытового насилия;
3) введение эффективных средств, предусмотренных законом, для
выявления, профилактики, предупреждения и устранения семейно-
бытового насилия;
4) ведение статистического учета в области семейно-бытового
насилия;
5) внедрение профилактических мероприятий для нарушителей, и потенциальных нарушителей;
6) информационные кампании, направленные на профилактику семейно-бытового насилия среди населения в сфере семейно-бытовых отношений;
7) распространение информации об ответственности нарушителя, о правах потерпевших и защите прав потерпевших;
8) действия по оказанию юридической, психологической,
медицинской, социальной или иной необходимой помощи и защиты
потерпевшим, а также иным лицам, предусмотренным настоящим
Федеральных законом и действия по пресечению совершения дальнейших
актов семейно-бытового насилия, действия по принятию к нарушителям
мер наказания, мер воспитательного и иного характера;
9) разработка специальных профилактических программ в сфере
семейно-бытового насилия.
Статья 17. Меры индивидуальной профилактики бытового насилия
1. Меры индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия применяются для систематического целенаправленного воздействия на правосознание и поведение нарушителя в целях предупреждения совершения новых правонарушений с его стороны и обеспечения безопасности пострадавшего.
2. Мерами индивидуальной профилактики семейно-бытового
насилия являются:
1) профилактический учет;
2) профилактическая беседа;
3) специализированные психологические программы;
4) защитное предписание;
5) судебное защитное предписание.
3. Меры индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия определяются с учетом индивидуальных особенностей нарушителя, в отношении которого они применяются, характера и степени общественной опасности совершенных им правонарушений.
4. Решение о применении мер индивидуальной профилактики может быть обжаловано заинтересованными лицами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
5. Меры индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия могут быть применены в течение двух лет со дня совершения семейно-бытового насилия.
Статья 18. Основания для принятия мер индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия
Основанием для принятия мер индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия органом внутренних дел является одно из следующих обстоятельств:
1) поступление заявления или сообщения от лиц, указанных в статье
5 настоящего Федерального закона;
2) непосредственное обнаружение сотрудником полиции
обстоятельств, или данных, свидетельствующих о совершении семейно-
бытового насилия, попытки его совершения или угрозы его совершения;
3) сведения, поступившие из органов государственной власти,
органов местного самоуправления, должностных лиц, организаций и
физических лиц.
Статья 19. Постановка на профилактический учет и снятие с профилактического учета семейно-бытового нарушителя
1. Семейно-бытовой нарушитель, которому было вынесено защитное предписание или судебное защитное предписание, орган внутренних дел ставит на профилактический учет.
2. Порядок постановки на профилактический учет и порядок снятия с профилактического учета семейно-бытового нарушителя, которому было вынесено защитное предписание, судебное защитное предписание, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
3. На лицо, состоящее на профилактическом учете, возлагается
обязанность являться в орган внутренних дел от одного до четырех раз в
месяц для профилактической беседы.
Статья 20. Профилактическая беседа
1. Основными задачами профилактической беседы являются
выявление причин и условий совершения семейно-бытового насилия,
разъяснение социальных и правовых последствий семейно-бытового
насилия и убеждение в необходимости законопослушного поведения.
2. Профилактическая беседа проводится сотрудником полиции с нарушителем, или лицом, в отношении которого имеются основания для принятия мер индивидуальной профилактики семейно-бытового насилия в условиях конфиденциальности.
3. Профилактическая беседа проводится в служебных помещениях органов внутренних дел, а также по месту жительства, учебы, работы либо непосредственно на месте совершения семейно-бытового насилия, и не может продолжаться более одного часа.
4. Лицо, с которым проводится профилактическая беседа,
предупреждается о необходимости прекращения противоправных
действий.
5. Профилактическая беседа с несовершеннолетним проводится в
присутствии его родителей или других законных представителей, а также
психолога.
6. По результатам профилактической беседы сотрудником полиции
составляется акт профилактической беседы. В акте профилактической
беседы указывается дата, время, место и основания проведения
профилактической беседы, ее краткое содержание.