Версия для слабовидящих Обращение граждан
Герб

Администрация сельского поселения
Рассветовский сельсовет
муниципального района Белебеевский район
Республики Башкортостан

Раздельный сбор мусора и ТКО: главное и детали

 

  1. Раздельный сбор в России
  2. Федеральное законодательство о раздельном сборе
  3. Правила обращения с ТКО
  4. Обязателен ли раздельный сбор?
  5. Местные НПА по накоплению ТКО
  6. Санитарные нормы – проект нововведений

Особую актуальность обретает раздельный сбор. С 1 января 2019 года в России стартовала «мусорная реформа», которая предусматривает существенные изменения правил обращения с твердыми коммунальными отходами. Теперь за обращение с отходами отвечает региональный оператор, а в платежных квитанциях россиян появится отдельная строка с платой за вывоз мусора, которая будет рассчитываться по тарифам.

  1. Раздельный сбор в России

Про раздельный сбор мусора в нашей стране уже давно ведут речь активисты «зеленых» движений и общественники. В других странах сортировка отходов как на уровне производственных компаний, так и на бытовом уровне давно налажена и работает как часы. В нашей стране фактически не существует ни логичной и работающей законодательной базы, ни механизмов внедрения и управления раздельным сбором отходов. Государство упорно считает, что население не готово проводить раздельный сбор. Внедрение такого механизма обращения с отходами – дело долгое, затратное, сложное. Гораздо проще вывозить отходы на мусорные полигоны или мусоросжигательные заводы.

Раздельный сбор: Проблема сортировки и дальнейшего обращения с отходами

Известно, что на Москву и Московскую область приходится 16% всего объема мусора РФ, и все знают о проблемах с полигонами в этом регионе. Однако такая ситуация по всей стране. Так, в Сыктывкаре действующий полигон загрязняет воздух из-за неправильной эксплуатации, в Сочи мусоросортировка не справляется с потоком отходов, и вскоре запускается мусоросжигательная ТЭС. Власти и бизнес видят решение проблемы в строительстве мусоросжигательных заводов, однако это идет вразрез как с нуждами экологической обстановки, так и с мнением местных жителей. Никто не хочет жить рядом с таким заводом, также, как и рядом с полигоном отходов, особенно старого образца, переполненным сверх нормы и с постоянно горящими отходами.

Гринпис, ратующий за раздельный сбор отходов, составил рейтинг доступности раздельного сбора мусора в нашей стране. В Москве баки для вторсырья во дворе есть только у 11% жителей, в Санкт-Петербурге – всего у 2.3%. Лидером стали Мытищи – 93% жителей имеют доступ к раздельному сбору. Составленный рейтинг учитывал соотношение численности населения и числа контейнерных площадок для сбора вторичного сырья (хотя бы одного контейнера для вторсырья). Если смотреть в целом по стране, только 14,5% жителей городов могут разделять мусор в разные контейнеры, при этом на сортировку уходит около 9% ТКО (в Европе этот показатель стремится к 42%).

  1. Федеральное законодательство о раздельном сборе

Долгое время даже само понятие «раздельный сбор» в России было вне законодательных формулировок. Лишь в 2017 году в основном законе об отходах — Федеральном законе № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ — появились соответствующие термины и полномочия у органов власти:

Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами:
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся:
организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов;
утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления);

Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами
1. К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
2. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
3. К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований
1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
2. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Обратите внимание, что в данных статьях просто уточнено, что раздельный сбор имеет место быть, но ничего не сказано про обязанности, связанные с ним. Кроме того, термин «раздельное накопление отходов» вводится статьей 13.4. Согласно ей, раздельное накопление – накопление отходов путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов. Места (площадки) накопления должны соответствовать требованиям законодательства. Органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ. Обустройство мест накопления ТКО регламентируется Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039 «Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра».

Кстати!

Федеральным законом № 503-ФЗ введен и собственно термин «накопление отходов» — складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

  1. Правила обращения с ТКО

Правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами утверждены Постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156. Правила устанавливают порядок осуществления накопления, сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО, а также основания, по которым юридическое лицо может быть лишено статуса регионального оператора.

Обращение с ТКО на территории субъекта РФ обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, и территориальной схемой обращения с отходами на основании договоров на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенных с потребителями. Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение ТКО самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.

Договор заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. Согласно Правилам, договора с регоператором заключаются в отношении ТКО, образующихся в жилых помещениях в многоквартирных домах, в жилых домах, в иных зданиях, строениях, сооружениях, нежилых помещениях.

Основанием для заключения договора является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора либо предложение регионального оператора о заключении договора. Регоператор в течение 1 месяца извещает потребителей о необходимости заключения договора на оказание услуг по обращению с отходами всеми доступными способами, потребитель в течение 15 дней со дня размещения регоператором предложения о заключении договора направляет ему заявку и сопутствующие документы. В случае если потребитель не направил заявку в указанный срок, договор считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении договора на своем официальном сайте.

Раздельный сбор: Транспортирование ТКО

Правилами предусмотрен порядок осуществления транспортирования ТКО. Согласно данному порядку потребители складируют отходы в специально отведённых местах накопления ТКО, определённых договором с регоператором и схемой обращения с отходами. В местах накопления ТКО и КГО (крупногабаритные отходы) складируются в контейнеры, бункеры на площадках, контейнеры мусороприемных камер, пакеты и другие ёмкости.

Согласно данному порядку, п. 14:

В контейнерах запрещается складировать горящие, раскаленные или горячие отходы, крупногабаритные отходы, снег и лед, осветительные приборы и электрические лампы, содержащие ртуть, батареи и аккумуляторы, медицинские отходы, а также иные отходы, которые могут причинить вред жизни и здоровью лиц, осуществляющих погрузку (разгрузку) контейнеров, повредить контейнеры, мусоровозы или нарушить режим работы объектов по обработке, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
К транспортированию в рамках данных Правил запрещаются опасные вещества, отнесенные к опасным грузам в соответствии с Европейским соглашением о международной дорожной перевозке опасных грузов. Региональному оператору запрещается осуществлять транспортирование указанных опасных веществ (грузов) в составе или под видом твердых коммунальных отходов.

В данном пункте прослеживается тенденция к формированию раздельного сбора отходов, однако прямо о необходимости такового не говорится.

Пункты 19-22 Правил посвящены непосредственно раздельному сбору ТКО:

  1. В случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, потребители обязаны осуществлять разделение твердых коммунальных отходов по видам отходов и складирование сортированных твердых коммунальных отходов в отдельных контейнерах для соответствующих видов твердых коммунальных отходов. Осуществление такого разделения твердых коммунальных отходов не влечет необходимости получения потребителем лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I — IV классов опасности.
    20. Накопление отходов электронного оборудования осуществляется в соответствии с порядком накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления), утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
    21. Запрещается организовывать места накопления отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, на контейнерных площадках и специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов без письменного согласия регионального оператора.
    22. Накопление и сбор отходов от использования потребительских товаров и упаковки, утративших свои потребительские свойства, входящих в состав твердых коммунальных отходов, может осуществляться путем организации стационарных и мобильных пунктов приема отходов, в том числе через автоматические устройства для приема отходов.

В данных пунктах описан примерный порядок и ограничения при организации раздельного сбора отходов. Обратите внимание, что деятельность по разделению ТКО на фракции вторсырья – фактически деятельность по обработке отходов. Поэтому здесь отдельно оговорено, что лицензия на таковое разделение не требуется.

Упор в правилах делается на запреты – накапливать отходы от использования товаров рядом с разделенным ТКО, накаливать отходы электронного оборудования не по правилам. Однако одних ограничений для организации раздельного сбора отходов недостаточно.

  1. Обязателен ли раздельный сбор?

В пункте 19 приведена ссылка на законодательство, регламентирующее обязанность раздельного сбора ТКО, однако такого законодательства в РФ на сегодня нет. Есть только право разделения отходов, при желании и по инициативе потребителей. Пункт 20 говорит о законе, устанавливающем порядок накопления ТКО. Таковые законы являются региональными нормативными актами и уже начали приниматься повсеместно по всем субъектам РФ. далее мы рассмотрим пример такого документа.

Пункты 21 и 22 отсылают нас к законодательной базе механизма расширенной ответственности производителя и импортера товаров, при потере потребительских свойств которых образуются отходы. Юридические лица и ИП, производители и импортеры товаров, обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством РФ нормативов утилизации.

Согласно статье 24.5 Федерального закона № 89-ФЗ в случае недостижения нормативов утилизации производителем, импортером, которые взяли на себя обязательство по самостоятельной утилизации отходов от использования товаров, предусматривается уплата экологического сбора. Данный закон стимулирует организацию производителями (импортерами) сбора отходов от использования товаров в специальных местах для дальнейшей их утилизации. Закон расширенной ответственности производителей – один из этапов внедрения раздельного сбора отходов. Таким образом, пункты 21 и 22 добавлены, чтобы предупредить сбор таких отходов на контейнерных площадках ТКО по инициативе производителей или потребителей.

Третий раздел данного НПА предусматривает порядок осуществления обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения ТКО. Здесь говорится о приоритетности автоматизированной сортировки ТКО, при этом нужно выбирать технологии, обеспечивающие получение конечного продукта, доступного для применения в других технологических процессах в качестве исходного сырья или добавки к основному сырью. Обязательно обеспечение извлечения отходов I, II классов опасности (например, ртутные лампы, батарейки) при обработке ТКО. Для сортировки и обработки отходов региональные операторы будут заключать договора с операторами на обработку, обезвреживание, захоронение ТКО.

  1. Местные НПА по накоплению ТКО

С внедрением реформы в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в каждом регионе стали разрабатываться и утверждаться местные НПА, регламентирующие порядок накопления ТКО. Рассмотрим текст оного их таких документов – Приказ Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 6 июля 2017 года N 6 «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)» (с изменениями на 21 июня 2018 года). Данный порядок накопления ТКО определяет общие требования к организации и порядку осуществления накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО на территории Ленинградской области в целях установления единого подхода и предназначен для образователей ТКО, а также операторов по обращению с ТКО.

Данный приказ во многом дублирует текст Постановления № 1156. Помимо этого, документ требует, чтобы контейнеры были изготовлены из пластика или металла, имели крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков и животных, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, имеет ограждение и оборудована крышей. Контейнеры и бункеры должны быть промаркированы с указанием наименования и контактных данных оператора. В порядке также упоминается про запрет складирования горящих, раскаленных отходов, КГО, снега и льда и проч.

Ситуации, когда разделять отходы становится не правом, а обязанностью:

  1. При установлении и (или) предоставлении оператором дополнительных контейнеров и (или) специально предназначенных емкостей для накопления отходов, содержащих определенные компоненты и (или) отдельные фракции ТКО, образователь ТКО обязан осуществлять разделение ТКО по видам отходов и складирование сортированных ТКО в отдельно предоставленные контейнеры и (или) специально предназначенные емкости.

Таким образом, если оператор согласен на прием раздельных фракций отходов с условием гарантированной дальнейшей их утилизации – граждане-образователи отходов обязаны отходы разделять. При этом порядок содержит требования к таким контейнерам:

  1. Для раздельного накопления ТКО используются контейнеры и (или) специально предназначенные емкости:
    — для отходов, содержащих следующие компоненты: полимерные материалы, бумага, картон, стекло, металл;
    — для прочих отходов.

Требования довольно размытые, но это уже начало. Пункт 22 говорит о том, что контейнеры для раздельного накопления отходов должны быть легко различимы посредством маркировки с перечнем принимаемых фракций ТКО и контактных данных оператора, специально предназначенные емкости для раздельного накопления отходов должны быть различимы по цвету и (или) материалу. Отдельно оговорено, что в такие контейнеры для раздельного сбора не допускается складировать не предназначенные для них отходы, и при транспортировании отходов оператору запрещается вывоз отсортированных ТКО и прочих в одном объеме кузова транспортного средства.

Еще один интересный документ – Постановление Правительства Республики Башкортостан от 22 января 2018 года N 25 «Об утверждении Порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления) на территории Республики Башкортостан». В данном НПА содержится раздел «Раздельное накопление ТКО».

Согласно требованиям раздела, организация раздельного накопления ТКО в зависимости от объемов образуемых отходов (вторичных материальных ресурсов) и плотности застройки территории может осуществляться следующими способами:

  • установка специальных контейнеров для раздельного накопления бумаги, стекла, пластика, металла;
  • установка контейнеров для утильных фракций (бумага, стекло, пластик и пр.) и стандартных контейнеров для ТКО (с пищевой составляющей);
  • создание пунктов приема вторичных материальных ресурсов или организация площадок раздельного накопления ТКО;
  • организация передвижных пунктов накопления вторичных материальных ресурсов.

Маркировка контейнеров для раздельного сбора

При раздельном сборе выделяются виды отходов, в состав которых входят полезные компоненты (согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 25 июля 2017 года N 1589-р), а также отходы от использования товаров и упаковка, готовые товары, входящие в перечень из распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2016 года N 202-р и распоряжением от 28 декабря 2017 года N 2970-р. В Порядке утверждены требования по цветовой дифференциации и маркировке контейнеров для раздельного сбора отходов:

«Бумага» — синий цвет;
«Несортированные коммунальные отходы» — зеленый цвет;
«Пластик» — желтый цвет;
«Опасные ртутьсодержащие отходы и источники питания» — оранжевый цвет;
«Cтекло» — красный цвет;
«Электронное и электрическое оборудование, утратившее потребительские свойства» — серый цвет.

При этом дифференциация отходов по видам осуществляется в соответствии с их классификацией, приведённой в Федеральном классификационном каталоге отходов. Раздельно собранные компоненты ТКО, являющиеся вторичными материальными ресурсами, подлежат передаче организациям, осуществляющим их обработку и утилизацию. Устройство пунктов по приему вторсырья от населения регламентируется санитарными правилами по сбору, хранению, транспортировке и первичной обработке вторичного сырья, утвержденными заместителем Главного государственного санитарного врача СССР 22 января 1982 года.

 

  1. Санитарные нормы – проект нововведений

С внедрением мусорной реформы Роспотребнадзор тоже готов поменять свою нормативную базу. Так, впервые за двадцать лет разработаны новые СанПиН, которые в целом призваны облегчить работу операторов по обращению с ТКО (допускается более редкий график вывоза мусора из удаленных мест и т.д.) Проектом предлагается утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, устанавливающие требования к содержанию и обслуживанию территории населенных мест и мест массового пребывания населения, условиям сбора и накопления, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО и жидких бытовых отходов, обращения с хозяйственно-бытовыми сточными водами. Одновременно с этим предлагается признать утратившим силу СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утв. Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 N 4690-88.

В старых санитарных правилах сроки вывоза мусора не дифференцированы, например, у жителей небольших деревень нет потребности в ежедневном вывозе отходов. Согласно проекту вывоз отходов в таких населенных пунктах может производиться раз в 5 дней, в том числе в ночное время суток (сейчас это запрещено). Кроме того, новые СанПиН сокращают расстояние от контейнерной площадки до жилых домов с минимальных 20 метров до 10 метров при увеличении частоты санитарных обработок мест накопления.

Насчет раздельного сбора ТКО в новых санитарных правилах сказано мало. Так, в пункте 2.1.9 указано, что при размещении на территории контейнерной площадки оборудования, предназначенного для раздельного накопления ТКО, вывоз разделенного отхода осуществляется по мере его накопления. Сортировка отходов из мусоросборников, являющихся частью инженерной сети многоквартирных домов, а также из транспорта предприятий не допускается.

В разделе «Уборка территории населенных мест», пункт 3.1 говорится, что органы местного самоуправления должны принимать участие в организации деятельности по накоплению ТКО, в том числе раздельному, их транспортированию с территории поселений. За накопление ТКО, в том числе раздельное, их транспортирование несут ответственность организации, предприятия и учреждения, осуществляющие уборку закрепленных за ними территорий. Также указывается на необходимость раздельного накопления ТКО и отходов от использования товаров, реализуемых на территории рынка при складировании отходов рынка.

Таким образом, в стране только начинает формироваться законодательная база для регулирования раздельного сбора отходов. Некоторые регионы лишь формально издают подзаконные и акты, но на деле не занимаются внедрением раздельного сбора. Другие же решительно настроены включаться в работу, и их местные документы носят более детализированный характер.